КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ

Этот пост посвящен и фотографам и клиентам. О чем нужно обязательно договариваться заранее, чтобы не было никаких вопросов после. 

⚫️Результат, цена и сроки.

🔻Как клиент вы должны знать, сколько и когда вы получите фотографий. И в каком виде, напечатанные или электронные. Также как и про исходники — да да / нет нет без каких-либо споров. И сколько это будет стоить. И что вообще входит в стоимость. Соответственно, фотограф должен всю эту информацию предоставлять.

⚫️Публикации.

🔻Фотограф должен предупредить клиента, будет ли он использовать его фотографии в рекламе или соцсетях, и если кто-то против, это нужно обсудить и обговорить условия заранее. 

🔻Также клиент должен предупредить фотографа, если будет использовать фото не только для личных, но и для коммерческих целей (печать в СМИ, обложки к альбомам и тд.). 

‼️По закону любая сторона не может использовать снимки для получения коммерческой выгоды просто так, так как у фотографа есть авторские права, которые он не дарит клиенту после передачи снимков, а у клиента есть право на использование фото с его изображением, и он тоже может быть против публикаций.
♥️Поэтому предупредите друг друга заранее обо всех своих возможных действиях.

⚫️Процесс.

Клиент в праве узнать, как проходит порядок заказа услуги и как происходит сам процесс съемки. Если у вас есть страхи и сомнения, не стесняйтесь развеять их до того, как заплатите деньги. Пообщаетесь — убедитесь, комфортно ли вам с тем или иным человеком. 

⚫️Порядок действий.

Не рекомендую фотографам заниматься поиском студии, референсов, одежды, составлением мудборда и тем более что-либо бронировать до перевода вам предоплаты или заключения договора. Абсолютно каждый сталкивался или еще столкнется со случаем, когда вы уже потратили кучу времени, фантазии и сил, а клиент потом слился. Или использовал ваш мудборд с другим, более дешевым фотографом. 

‼️Продукт деятельности фотографа не только сами изображения, но и его идеи. Не соблазняйте людей заниматься воровством интеллектуального имущества. Предоплата — это более-менее ваша гарантия того, что съемка состоится. 

‼️Особенно, если вы предупредите, что предоплата не возвращается в случае, если клиент передумал. 

♥️НО. Я не призываю никого становиться сволочью и не принимать во внимание уважительные и форс-мажорные причины вернуть предоплату. И еще не призываю становиться грушей для битья и делать что-либо себе в ущерб. Все должно быть справедливо. 

⚫️Ответственность.

🔻Самый ответственный человек за съемку, безусловно, фотограф. Он продумывает съемку, даёт рекомендации, нажимает на «курок» и отдает результат. От него зависят сроки, качество, настроение, ритм итд. 

🔻Организация проводится им же, либо делегируется клиенту, но находится под контролем фотографа.

‼️Контроль — это важно. Фотограф должен быть в курсе всего: в чем будет одет клиент, будет ли макияж и прическа, где будет проходить съемка и есть ли какие-то пожелания у клиента. 

‼️Как только фотограф перестает контролировать какой-либо пункт, с него снимается ответственность, если до этого он предупредил клиента о его важности. То есть, если фотограф предупредил, что если тот придет на съемку с грязной головой, то в фотошопе ее клиенту никто не «помоет». И это будет косяк заказчика, соответственно, результат будет зависеть уже не от фотографа.

‼️Клиент точно так же может предупредить фотографа, например, о том, что если ему не убрать второй подбородок, то результат не понравится. 😁 

👍🏼 Это разумно сниматься с себя ответственность в случае «сопротивления» одной из сторон, а еще более разумно — сообщить клиенту о том, что в этом случае фотограф за результат не ручается. И он будет отличаться от того, что клиент видит в его портфолио. 

Поделиться